В практике военных действий существует довольно простой прием -— отступая, минировать и взрывать любые ценные объекты, которые могут быть использованы противником: мосты, узлы связи, заводы и даже памятники культуры.
Думаю, даже фанаты Путина понимают, что однажды его власти придет конец. Есть смысл осмотреть, что за наследие он оставил и какие мины под будущее нации заложил.
Мина 1. "Институты"
Уничтожен независимый суд, почти исчезли нецензурируемые (особенно региональные) СМИ, нет ни свободных выборов ни, как следствие, легитимных выборных представителей. Даже институт партий фактически, убит и в поле оппозиции легитимностью обладает, пожалуй, только КС.
В случае смены власти — не важно досрочной или через чуровские выборы, новым властям придется создавать заново слишком много: и правоохранительные органы, и суды, и выборы, и СМИ. Объем того, что придется делать, сравним разве что с периодом 1991 года, да и то — тогда республиканские структуры могли хотя бы опираться на бывшие структуры СССР, но здесь придется всерьез взвешивать, что проще — валить все и создавать с нуля, или брать высочайшие риски, доверяя государство институтам, полностью себя скомпрометировавшим.
Ну и очень серьезный момент восстановления допутинских конституционных стандартов выборов губернаторов, срока президентства и т.п.
Мина 2. "Чечня"
Можно бесконечно убегать от этого вопроса — но все же ответ на него искать придется. Сможет ли Кадыров принять перемены в Москве? Готов ли он будет восстановить свободные выборы, вернуть прозрачность бюджета республики, начать рост независимых институтов гражданского общества в Чечне, готов ли он будет поступиться властью ради единства страны. Новые власти в Москве могут оказаться фактически ровно в той же ситуации нерешенности вопроса единства России, как это в свое время было для Ельцина.
Мина 3. "Пенсионная реформа"
Далее выскажу субъективное мнение. Мне кажется, есть признаки сознательного торпедирования пенсионной реформы. Фонд проели, нет ясности, с чего платить пенсии современному поколению. И я хорошо себе представляю, как новым властям придется ответственно решать этот вопрос. Причем не в ситуации жирных доходов бюджета, который так бездарно проели при Путине. И как легко тогда будет играть на социальном протесте и говорить: "При Путине такого не было".
За минувшие двенадцать лет у нас были все возможности провести пенсионную реформу и сделать пенсионное обеспечение граждан по крайней мере не позорным. А может быть и достойным. Так или иначе, теперь проблемы пенсионеров придется решать тем, кто придет после Путина.
Мина 4. "Мигранты"
Нет ни одной развитой страны с настолько прозрачными границами. К нам спокойно проезжают миллионы, уничтожая рынок рабочей силы. Мы сознательно все эти годы добивали ставку на модернизацию. развитие автоматизации производства. Между роботом и рабом выбирали раба. Но однажды раб вырастает, у него появляется семья и он хочет быть гражданином.
Будущим властям достается рынок рабочей силы, подсаженной на наркотик дешевого труда, полностью находящегося в теневой зоне.
Разгребать эти авгиевые конюшни придется огромной болью. Фактически стране после Путина придется восстанавливать рынок квалифицированной рабочей силы.
И это я еще не затронул вопросы преступности, культурных конфликтов и гуманитарных аспектов проблемы.
Мина 5. "Армия"
Нельзя сказать, что эта мина полностью путинская. Скорее он ее бережно сохранил, а передал ее ему Ельцин, а Ельцину она досталась со времен СССР.
Армия ментально устарела, она не может меняться, быть гибкой, прозрачной, современной, активной. Адовы толпы генералов, которые могут пачками укладывать в могилы солдат, но не научились строить нормальные казармы хотя бы с душевыми кабинками и горячей водой.
Перемены здесь усложняются традиционным консерватизмом военных, за плечами которых действительно есть и подвиги Второй мировой и Афгана и много чего еще.
Но вопрос, будут этими подвигами ретрограды шантажировать новые власти, или будут способны меняться ради того, чтобы стать лучше и эффективнее?
Мина 6. "Ресурсное проклятие"
Малый и средний бизнес не имеет влияния ни на что. Да и самого этого бизнеса все меньше и меньше. Сражение выигрывают гиганты, сети, большие корпорации. И более всего наша страна подсажена на нефтяную и газовую иглу.
Вся экономика слишком рискует, мы зависимы от мировых цен на ресурсы. Недиверсифицированность экономики — дамоклов меч любых новых властей. Один неудачный день на бирже может многое загубить. Путин все эти годы лишь увеличивал мощь ресурсных корпораций. И значит, новым властям придется много потрудиться, чтобы на первое место вышел малый и средний бизнес — основа любого развитого государства.
Мина 7. "Фантом стабильности"
Последняя из мин имеет отношение к чувствам, ощущению. Жизнь, конкуренция, перемены — все это может казаться менее спокойным, чем лабораторная чистота "стабильности". Впереди у нас — отставки правительства, президенты, меняющие друг друга раз в четыре года, а может быть кто-то и уходящий через импичмент. Нам "грозит" чехарда губернаторов, которых выбирают, а они оказываются то ворами, то убийцами, то лжецами.
А при Путине-то была тишина. Мы ни про кого ничего не знали, и они все свое могли делать где-то вне фокуса нашего внимания.
И может появиться тоска по такой вот "стабильности", когда граждане не выбирали сами себе мэров, губернаторов, депутатов — из которых далеко не все на поверку оказываются достойными. Может возникнуть тоска по тем временам, когда выборов не будет и любой негодяй у власти будет нам с телеэкрана внушать, что он герой и защитник отечества.
И кто знает, может в те дни опять появится искушение выбрать очередного Владимира Владимировича, с голым торсом летящего на лихую нестабильность и обещающего нам мертвенно-бледное забвение.
Возможно, вы видите и другие "мины", заложенные под будущее страны. Буду рад узнать ваши варианты.
! Орфография и стилистика автора сохранены