Подписание открыток политзаключённым 11.12.2021 Фото: Глеб Корпи
  • 13-12-2021 (13:44)

Охранная открытка

Глеб Корпи: Как я впервые подписал открытки политзаключённым

update: 13-12-2021 (16:26)

В Москве 11 декабря в "Открытом пространстве" собралось несколько сотен человек. Всех объединяла одна цель — подписание открыток для политзаключенных. Идея не новая, мероприятия такие проходят каждый месяц. В этот раз организаторы пригласили политолога Екатерину Шульман.

На подобном событии я был в первый раз. Узнал о регулярной акции из социальных сетей её организатора — активиста Алексея Миняйло. Давно хотел дойти до них. Участие Шульман мотивировало посетить встречу и впервые подписать открытку политзаключённому.

Хотелось посетить и площадку "Открытого пространства" — центра поддержки гражданских активистов, основанного правозащитницей Александрой Крыленковой. Это сообщество активистов, предоставляющее безопасные площадки в Петербурге и Москве. Тут можно провести встречи без цензуры, поработать, написать письма политзаключённым или обратиться за психологической помощью.

Центр легко найти, он находится в пяти минутах ходьбы от станции метро "Бауманская". Два светлых зала на первом этаже с большими окнами и приветливые волонтёры на входе с первого же взгляда оправдывают название "Открытое пространство". Посетителям предлагали чай или кофе, но всем было не до этого.

НОВОСТИ

Организаторы строго следили за соблюдением санитарных норм и напоминали посетителям о правильном ношении масок — многолюдность и гуманистический характер мероприятия обязывали. Аудитория собралась в основном молодая, много студентов, но были люди всех возрастов, приходили и семьями.

Встречу открыла Екатерина Шульман, рассказав, почему важно подписывать открытки политзаключенным. Она напомнила, что это не только моральная поддержка для заключенных, но и своеобразная "охранная грамота".

"Открытка не накормит, открытка не согреет, открытка, как нам кажется, не защитит", — иронично подметила Шульман, объясняя, зачем нужно участвовать в таких мероприятиях.

При этом, подчеркнула Шульман, открытки напоминают человеку, что он "не один, он не забыт, что люди не просто его помнят, они его одобряют".

"Ему сообщают, что о нём помнят, его знают, о нём заботятся и он — хороший. Это очень важно, в этой ненормальной ситуации, в которой находится лишенный свободы человек, сохранить свою базовую адекватность", — пояснила Шульман.

Она добавила, что любая "закрытая система состоит из своей изолированности".

"Самое ужасное, что происходит, происходит в закрытых образованиях. Любая самая слабая обратная связь, намёк на обратную связь, освещение, что их видят снаружи, очень сильно меняет сознание и поведение тех, кто там внутри находится. Действительно, как говорят занимающиеся заключенными НКО, около 75% людей не имеют никакой связи с внешним миром", — рассказала политолог.

Это приводит к тому, что сохранившие связи "отличаются от всех остальных".

"Эта невинная, бесполезная открыточка — могучая охранная грамота. В особенности если она не одна пришла, если они приходят регулярно. Для тех, кто их получает, — это знак, что их помнят. Для тех, кто их "охраняет" и "имеет с ними дело административно", — это знак того же самого. Если что-то случится, это станет известно снаружи. На этого человека обращено внимание", — объяснила Шульман пользу открыток.

Она рассказала, что сама подпишет открытки ректору Шанинки Сергею Зуеву и фигуранту "московского дела" Эдуарду Малышевскому, с которым её "свела судьба" в ОВД "Тверское" летом 2019 года.

Организаторы использовали список политзаключенных от правозащитного центра "Мемориал", самого признанного иноагентом и оказавшегося под угрозой уничтожения.

На столах лежали списки с фамилиями и краткой историей дел. Можно было и использовать бот "СВОБОТ!" в Telegram. Он предлагал случайного политзаключенного из трёх категорий: "за политику", "за веру" и "именинники".

В этом боте Екатерине Шульман выпал знаменитый якутский шаман Александр Габышев.

Как верно отметил Миняйло, самое сложное — это подписать первую открытку. До этого вечера я не отправлял политзекам писем или открыток. Трудно было подобрать действительно верные и уместные слова. Что можно написать, что не заденет, что пройдет цензуру? Советовался с друзьями, слушал других людей. Посоветовали писать просто и искренне, пусть и банально, но избегая политических тем. Риск цензуры.

В "СВОБОТе" мне выпал видеоблогер Андрей Пыж, ставший жертвой шпиономании российских силовиков. Также удалось подписать открытки историку Юрию Дмитриеву, фигурантке "дворцового дела" Ольге Бендас и журналисту Ивану Сафронову.

Открытки, кстати, тоже было не так просто выбрать. Все красивые, на многих работы самих политзаключенных. К примеру, одну из открыток я выбрал с картиной Виктора Шура — осуждённого за "госизмену".

Скорый Новый год и участие Шульман обеспечило аншлаг и рекордное количество подписанных открыток — ровно 900, рассказал уже после Алексей Миняйло.

Глеб Корпи

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Материалы сюжета
  • 23-08-2020 (18:14)

У посольства Беларуси в Москве проходит акция солидарности